Богуслав Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ
опера в 4 действиях 

премьера 19–22 апреля 2018 

либретто Никоса Казандзакиса и Богуслава Мартину
по мотивам романа Никоса Казандзакиса «Христа распинают вновь»

дирижер-постановщик: Оливер фон Дохнаньи
режиссер-постановщик, художник-сценограф, художник по свету: Тадеуш Штрассбергер
художник по костюмам: Кевин Найт
хормейстер-постановщик: Анжелика Грозина
12+

Тадеуш Штрассбергер,
режиссер-постановщик, художник-сценограф, художник по свету

Обучался в колледже наук и искусств Купер-Юнион (Нью-Йорк, США), прошел стажировку в Ла Скала на курсе для режиссеров-сценографов. В 2005-м удостоен премии European Opera Prize за постановку «Золушки» Россини в Ирландской опере. Работал в оперных театрах Европы и Америки. Среди значимых постановок — «Орестея» Сергея Танеева, «Король поневоле» Эммануеля Шабрие, «Дальний звон» и «Отмеченные» Франца Шрекера на фестивале Bard Summerscape (штат Нью-Йорк), «Гамлет» Амбруаза Тома в Вашингтонской опере, «Двое Фоскари» и «Набукко» Джузеппе Верди в Ковент-Гарден с участием Пласидо Доминго, а также мировая премьера оперы Дэвида Литтла и Ройса Ваврека JFK (Джон Кеннеди).

В Екатеринбурге как режиссер, сценограф и художник по свету выпустил российскую премьеру оперы Филипа Гласса «Сатьяграха» (Приз критики и специальный приз хору Национальной театральной премии «Золотая Маска», событие года по версии Российской оперной премии Casta Diva, призы фестиваля «Браво!», в том числе за лучший спектакль в музыкальном театре, номинация на премию Ассоциации музыкальных критиков Москвы «За репертуарный прорыв в российском оперном театре»). В 2016 году подготовил в Екатеринбурге российскую премьеру оперы Моисея Вайнберга «Пассажирка». 

В настоящее время работает над постановками «Демона» Антона Рубинштейна для фестиваля Bard Summerscape, «Кармен» Жоржа Бизе для Датской национальной оперы и «Греческих пассионов» Богуслава Мартину для Екатеринбургского театра оперы и балета.  

Т. Штрассбергер: «Я был в Греции и сделал много фотографий. Снимки получились поразительно контрастными: небо, море, белые стены… Первое что бросается в глаза — в Греции все белое. Белый цвет стен – цвет чистоты и обновления. В этом я слышу библейское звучание: через покаяние, через Христа, можно снова стать чистым, как снег. Основу, фундамент общества символизирует мрамор. Мраморный пол никогда не меняется, каждому новому поколению он достается от предыдущего: в православном греческом храме, например, вполне мог использоваться мрамор из античного храма Дианы. В греческой деревне трудно найти что-то по-настоящему новое: ничто не строится с нуля, все вырастает на руинах, каждое новое поколение что-то добавляет от себя. Не исключено, что фундаменты строений в деревнях — античные, дохристовых времен. Так выстраивается диалог между древностью и современностью.

В отличие от стен, которые можно побелить заново, мрамор бессмысленно подкрашивать, его можно только очистить, придать ему блеск. Тот же самый мраморный пол мог быть и у Авраама, когда он приносил Богу жертву, а теперь пришло новое время, и здесь творятся другие события. Я постараюсь создать на сцене пространство, которое наводило бы на мысль о том, что действие могло происходить где угодно, но при этом все-таки отсылало к греческой эстетике. В самом начале оперы мы видим Отца Григориса, совершающего таинство пасхального служения. Затем на то же самое место, к алтарю, приходят беженцы — они хотят построить свой новый дом, новую деревню на останках своих предков. Одна из важных тем для разговора в этой опере — как общество выбирает способ взаимодействия со своими устоями и традициями. Это вопрос веры в устоявшиеся ценности и, в конце концов, определения народом своей судьбы.

Когда опера малоизвестная — это, безусловно, плюс для постановщиков. Тогда не задаешься вопросами о том, что публика видела раньше, чем ее удивить, как по-новому подать диалоги и образы героев. Когда вы ставите «Евгения Онегина» и делаете Ленского не блондином, а брюнетом, всегда есть риск, что это станет центром дискуссии, а истинный смысл произведения, вопросы любви и чести, отодвинутся на второй план. В данном случае нам нечего опасаться, мы просто говорим то, что считаем нужным сказать».

Оливер фон Дохнаньи, дирижер-постановщик:

Родился в Тренчине (Чехословакия, ныне Словакия) в семье с большими музыкальными традициями. Учился игре на скрипке, фортепиано, затем дирижированию в Пражской Академии музыки у Вацлава Неймана и Алоиза Климы, в Венском университете музыки и исполнительского искусства у Отмара Суитнера. Брал мастер­классы у дирижеров Франко Феррары, Арвида Янсонса и Игоря Маркевича. Лауреат многочисленных конкурсов молодых дирижеров, включая конкурс имени Респиги в Сиене, конкурс имени Талиха в Праге.

С 1979 года – дирижер Симфонического оркестра Чехословацкого радио в Братиславе. В 1986–1991 – главный дирижер Словацкой национальной оперы. В 1992–2007 – главный дирижер оперы Национального театра в Праге. Более 25 лет является одним из ведущих дирижеров Северной Оперы в Лидсе (Великобритания). Сотрудничал с Английской национальной оперой, Театром Сан­Карло в Неаполе, театром Колон в Буэнос­Айресе, а также театрами в Базеле, Дюссельдорфе, Вене, Касселе, Карлсруэ, Мангейме, Цюрихе, Копенгагене, Лондоне, Праге, Брно. В Мюнхене работал с хореографом Джоном Ноймайером. Постановка оперы «Фауст» Шарля Гуно на сцене Словацкого национального театра при участии маэстро была отмечена призами в Венгрии, Израиле. Тесно сотрудничает с камерным ансамблем Canticorum Iubilo, Английским камерным оркестром, оркестром London Mozart Players и другими коллективами.

В 2014 году в Екатеринбургском театре оперы и балета выступил дирижером­постановщиком оперы Филипа Гласса «Сатьяграха». Первая в России постановка оперы стала обладателем двух Национальных театральных премий «Золотая Маска». С сезона 2015/2016 – главный дирижер Екатеринбургского театра оперы и балета. Здесь в 2016 году осуществил первую в России постановку оперы Вайнберга «Пассажирка» (19 февраля 2017 спектакль был показан на Новой сцене Большого театра России в рамках Международного форума «Мечислав Вайнберг. Возвращение»), в 2017-м – постановку «Русалки» Дворжака и «Волшебной флейты» Моцарта.

О. фон Дохнаньи: ««Греческие пассионы» продолжают серию наших необычных проектов — опер, услышать которые можно только в Екатеринбурге. Когда Мартину писал эту оперу, он раздумывал над тем, кому ее предложить. У него было три варианта: Ковент-Гарден, Берлинская опера и Опера Швейцарии. Мартину предпочел Ковент-Гарден, поскольку в ту пору театром руководил Рафаэль Кубелик, известный чешский дирижер и друг Мартину. Это он познакомил с материалом оперы совет директоров театра, и все согласились, что тема хороша и музыка современна. Чем ближе к премьере, тем более предпочтения совета директоров склонялись в сторону английских современных композиторов. Кто-то обратил внимание, что сюжет оперы затрагивает проблематику православной церкви, а для английской публики это совершенно не актуально. В конечном итоге Ковент-Гарден отказался от постановки «Греческих пассионов». Кубелик был уязвлен настолько, что покинул пост главного дирижера и уехал из Лондона. Когда это случилось, Мартину обратился за помощью к Караяну в Берлин — но Караян не пожелал быть вторым и тоже ответил отказом. Премьера состоялась в Цюрихе. Темы оперы звучат, на мой взгляд, очень современно: конфликт общества и церкви, появление беженцев — сегодня это может случиться в любой стране. Немаловажно и то, что это опера ХХ века, пережившая не так уж и много интерпретаций. Нам же предстоит открыть это произведение для российского зрителя, и мы хотим, чтобы «Греческие пассионы» стали одной из визитных карточек Урал Оперы».

Кевин Найт, художник по костюмам

Кевин Найт учился в Лондонском университете искусства Сант-Мартин. Как сценограф и художник по костюмам сотрудничал с театрами Лондона, Рима, Осло, Токио, Чикаго, Торонто. Работал с ведущими оперными компаниями мира — Метрополитен-оперой, Ла Скала, Королевской оперой Великобритании, оперными театрами Вены и Лос-Анджелеса, а также фестивалем Bard Summerscape (штат Нью-Йорк).

Анжелика Грозина, хормейстер-постановщик

В 1994 году окончила дирижерско­-хоровое отделение Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского (класс профессора Т. Матвеевой). Параллельно с учебным процессом пела в первом составе хора «Доместик». С 1994 – преподаватель музыкального училища города Октябрьский (Башкирия). В качестве дирижера хора является лауреатом Всероссийских конкурсов, в статусе руководителя хора – лауреатом Международных конкурсов. С 2011 – хормейстер Екатеринбургского театра оперы и балета, с 2012 – исполняющая обязанности главного хормейстера, с 2014 – главный хормейстер. Ответственный хормейстер спектаклей «Граф Ори», «Сатьяграха», «Летучий голландец», «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Кармен»; хормейстер­-постановщик опер «Отелло», «Риголетто», «Пассажирка», «Русалка», «Волшебная флейта», всех концертов театра с участием хора, в том числе концертного исполнения Восьмой симфонии Вайнберга «Цветы Польши», Тринадцатой симфонии Шостаковича и «Русского реквиема» Александра Чайковского (2016). В 2016 году хор театра получил Специальный приз жюри Национальной театральной премии «Золотая Маска» за работу в спектакле «Сатьяграха».