Никос Казандзакис

 

“Страсть к свободе, которая даже в обмен на рай не соглашается отдать в рабство душу. Дерзкая игра, которая превыше любви и страдания, превыше смерти. Ломка старых мерок, даже самых священных, если в них уже тесно. Вот три великих клича Крита”

 

Творчество греческого писателя и философа Никоса Казандзакиса сопровождали две, казалось бы, взаимоисключающие фигуры – Иисус Христос и Фридрих Ницше: божий сын и богоборец, воплощение божественного и воплощение дьявольского. Обе фигуры ассоциировались с идеей свободы, главной идеей острова Крит, где за неё сражались веками. Жизнь Казандзакиса была полна странствий. Путешествия он превращал в письма, путевые дневники, учебники, детские книги, биографии, киносценарии, поэмы, трагедии, романы.

Детство и университет

Никос Казандзакис родился 18 февраля 1883 в Ираклионе. С конца восемнадцатого века жители острова регулярно восставали против османов. Отец писателя водил маленького Казандзакиса смотреть на критян, повешенных османами, и требовал, чтобы сын целовал их в знак почтения. Из-за крупных восстаний семье дважды приходилось покидать Крит – в 1889 и 1897, когда семья была вынуждена уехать на остров Наксос, где Казандзакис ходил в католическую францисканскую школу. В молодости Казандзакис, чтобы больше времени проводить с книгами и заниматься специально выбривал себе половину головы. Первые литературные опыты Казандзакиса начал в Афинах, где изучал в университете юриспруденцию. Он начал публиковать в периодике собственные переводы различных произведений на греческий язык, а в конце 1905 под псевдонимом Карма Нирвами вышел его первый роман «Змей и лилия», посвящённый будущей первой жене писателя – Галатее. В Афинах Казандзакис активно участвовал в интеллектуальной жизни столицы. Общественность была захвачена ожесточенными языковыми спорами – использовать димотику (народный греческий) или более консервативную кафаревусу – переходящими в массовые акции и погромы: эти споры продолжались до вплоть до 1976. В атмосфере эпохи fin de siecle и сложном общественном и политическом напряжении в Греции началась литературная карьера Казандзакиса. В 1907 Казандзакис поступил в Сорбонну, где посещал семинары французского философа-иррационалиста Анри Бергсона и исследовал философию права Фридриха Ницше. По возвращении в Грецию, чтобы заработать на жизнь, Казандзакис переводил философские книги и вместе с первой женой Галатеей писал школьные учебники.

Зорбас и путешествия

В 1910-е годы одной литературой прожить было непросто и Казандзакис придумывал самые разные способы заработка. Так в октябре 1915 писатель открыл компанию по перевозке пиломатериалов с горы Афон. Там он познакомился с шахтёром Йоргисом Зорбасом, который решил стать монахом. На Казандзакиса Зорбас произвёл огромное впечатление, они вместе пошли работать в шахты, а тридцать лет спустя Зорбас стал прототипом героя романа Казандзакиса «Жизнь и похождения Алексиса Зорбаса». Предпринимательские и шахтёрские неудачи привели Казандзакиса к мысли, что самое время продолжить путешествия по Европе. Вторая греко-турецкая война застала Казандзакиса за сочинением трагедии «Геркулес». О литературе пришлось на время забыть. В мае 1919 Казандзакис возглавил Миссию по репатриации греков на Кавказе.

Современное продолжение Одиссеи

В 1922 году Джеймс Джойс опубликовал «Улисс» – роман об одном дне обыкновенного дублинца Леопольда Блума. В это время Казандзакис жил в Европе, и наверняка знал об «Улиссе», но не был сторонником модернизма по-джойсовски. Писательский радикализм Казандзакиса был иного характера. С 1924 по 1938 Казандзакис писал свои приключения Улисса, названные «Одиссея: современное продолжение». В эпосе Казандзакиса 33333 строки, написанные в семнадцатисложном нерифмованном восьмистопном ямбе; произведение разделено на 24 песни, по числу букв греческого алфавита. Одиссей путешествует по миру в поисках идеального города, встречает исторических и литературных персонажей, среди которых были, Фауст и Христос, революционеры современности и египетские фараоны и многие другие персонажи.

После четырнадцати лет работы, в 1938, «Одиссея» была издана в Греции, привела в недоумение многих интеллектуалов: она была написана на народном греческом, писатель использовал критский диалект и придуманные им же самим прилагательные, понятные рыбакам и крестьянам, но не консервативным интеллектуалам. Свою «Одиссею» Казандзакис писал в годы довольно активных путешествий и называл её главным сочинением своей жизни. В годы работы над «Одиссеей» Казандзакис продолжал путешествовать по Европе. Для него это удачно совпало с работой международного журналиста. Он писал травелоги, трагедии, переводил на греческий язык «Божественную комедию» Данте и «Фауста» Гёте, издал религиозно-философскую работу «Спасители Бога: духовные упражнения».

В 1925 Казандзакис впервые оказался в СССР. Он, как и многие интеллектуалы того времени, был захвачен утопическим проектом социалистического государства. Он участвовал в праздновании десятилетия Октября. В СССР Казандзакис пережил серьёзное увлечение кинематографом и попробовал себя в качестве сценариста. Его глубокие впечатления от Ленина превратились в книгу о нём. Казандзакис написал и Историю русской литературы. Политика Иосифа Сталина, однако, постепенно развеяла его иллюзии о социалистической утопии в России.

Мировая известность

В Европе и мире Казандзакис стал известен именно после Второй мировой, когда вышли его романы «Жизнь и дела Алексиса Зорбы», «Капитан Михалис», «Последнее искушение Христа», «Христа распинают вновь». В них писатель обратился к истории Греции и Крита – истории восстаний XIX века и войн века ХХ. Международной славе писателя способствовали и скандалы, связанные с романами 1940-50 годов. Греческая Православная церковь в 1953 предлагала предать его анафеме, а роман «Последнее искушение Христа» был внесён Папой Римским в список запрещённых книг. Тем не менее это только способствовало росту популярности Казандзакиса в Европе. При жизни его романы были переведены на 30 языков мира. Он 9 раз был номинирован на Нобелевскую премию, но ни разу её не получил – в частности из-за упрёков в его коммунистических взглядах. В 1956 он был удостоен Международной премии мира, своеобразной коммунистической Нобелевской премии, активно спонсировавшейся в частности и СССР.

Фигура Христа, интерес к которой он испытывал с детства, становится одной из важнейших в его романах 1940-50-х. «С детства меня мучил Христос — это столь мистическое и столь реальное единение человека с Богом <…> Когда я вырос, мне захотелось избавиться от этой навязчивой идеи через произведение искусства: в двадцатипятилетнем возрасте я написал трагедию в стихах “Христос” о Христе после распятия, когда Магдалина и ученики воссоздали его в сердцах своих, и дали ему новое, бессмертное тело, тем самым воскрешая его. Однако эта трагедия не принесла мне избавления, и в сорокапятилетнем возрасте я был вынужден снова обратиться к Христу в моей эпопее “Одиссея”, посвятив ему целую рапсодию, но и это не принесло мне избавления, и позднее я предпринял новое наступление, написав “Христа распинают вновь” (1948) и сразу же после этого – “Последнее Искушение” (1951). Однако, несмотря на все эти отчаянные попытки, тема эта остается для меня неисчерпаемой, потому как таинство борьбы человека и Бога, плоти и духа, смерти и бессмертия неисчерпаемо».

В 1954 Никос Казандзакис познакомился с Богуславом Мартину и они вместе переделали роман «Христа распинают вновь» для последней оперы композитора. Свой выбор романа для оперы Мартину объяснял так: «В наше время художник, сталкиваясь с искаженным значением ценностей, ищет порядок, систему, которые сохранили бы и подтвердили человеческие и художественные идеалы. Таков роман Казандзакиса, а поэтому я избрал его в качестве литературной основы для трагической оперы».

Смерть писателя

В XIX веке английский литературный критик Уильям Хэззлит писал о путешествиях: «Душа путешествия это свобода, идеальная свобода <…>, подобная сну или другому состоянию жизни, путешествие укладывается в нашу повседневность. Это оживлённая и моментальная галлюцинация». Последним путешествием Казандзакиса был визит в Китай по правительственному приглашению. В конце поездки писатель заболел азиатским гриппом, эпидемия которого охватила в 1957 многие страны мира. В Европу Казандзакис вернулся смертельно больным. Казандзакис умер 28 октября 1957 в Германии – во Фрайбурге, название которого означает «свободный город». Он был похоронен на Крите в родном Ираклионе. На его могиле начертано: «Я ничего не боюсь, ни на что не надеюсь, я – свободен».

 

Архивные фотоматериалы предоставлены Урал Опере партнером проекта Музеем Казандзакиса на Крите.